РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
— политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.

Согласно ему государственная власть должна быть разделена внутри себя для осуществления системы «сдержек и противовесов».

Идея разделения властей была выдвинута еще античными мыслителями, в т. ч. Аристотелем. Но подлинное развитие она получила в эпоху буржуазных революций.

Дж. Локк (1632–1704) предлагал разделить власти на представительную, которая издает законы, исполнительную и «федеральную», которая ведает отношениями государства с внешним миром.

Французский мыслитель Ш. Монтескьё (1689–1755) предложил разделить власти на законодательную, исполнительную и судебную, что позволило бы препятствовать концентрации власти в руках одного лица или ограниченной группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считаясь ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Он утверждал, что «все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

В свою очередь немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) полагал, что поскольку ни одна власть функционально не может обойтись без другой, то они должны работать в симфонии и гармонии, а не бороться друг с другом, громоздя сдержки и противовесы. Гармонизирующим центром, по Гегелю, должна выступать власть главы государства, которая является самостоятельной ветвью власти наряду с представительной и исполнительной.

Однако в политической практике именно концепция разделения властей Монтескьё получила закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие по сегодняшний день.

Наиболее последовательно этот принцип проведен в Конституции США 1787 г. В ней утверждается единый источник власти (народ Соединенных Штатов) и одновременно проводится четкое организационноправовое разделение властей. Свое отражение нашла в этом документе система «сдержек и противовесов›: были предусмотрены и процедура импичмента, отлагательное вето президента и т. п.

Вместе с тем, в конституционной истории США отмечалось немало случаев нарушения баланса законодательной и исполнительной властей, в частности, в практике т. н. делегирования законодательной власти от Конгресса к исполнительной власти во главе с президентом в 1930-е гг. в период Великой депрессии, в 1970-е гг. во время президентства Р. Никсона и отчасти в 1980-е гг. (президентство Р. Рейгана).

В некоторых государствах организационно-правовая сторона концепции разделения властей подверглась модификациям. Так, ряд стран Латинской Америки исходит из существования еще одной власти — учредительной, что связано с частыми государственными переворотами, некоторые европейские страны, а также Тайвань законодательно выделяют контрольную, экзаменационную, юридическую, учредительную и избирательную ветви.

Нередко в качестве самостоятельной ветви власти (т. н. четвертой власти) выделяют средства массовой информации (см. СМИ), чье влияние и ответственность действительно сильно возросли в информационную эпоху.

Принцип разделения властей как правило не признается государствами с авторитарным режимом. В СССР он отвергался как «буржуазный», было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР и РСФСР. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и закреплен в принятой на всенародном референдуме в 1993 г. Конституции РФ в качестве основы конституционного строя страны.

В ст. 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и не отнесен непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, ее законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Решающим институтом, способным организовать и гармонизировать власть, выступает в российских условиях институт главы государства. За президентом закреплены чрезвычайные единоличные полномочия, в т. ч. решение об отставке правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом Федерации по представлению президента), назначение референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но и Председателя Центрального банка, Генерального прокурора и др.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти, в т. ч. Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ, органы прокуратуры РФ, Центральный банк РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и некоторые др.

Принцип разделения властей также предусматривает разделение полномочий «по вертикали› — между высшими и местными органами власти и управления.


Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2009.

Смотреть что такое "РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ" в других словарях:

  • Разделение властей — (separation of powers) Основополагающий принцип, согласно которому политическая власть должна быть поделена между несколькими структурами для предотвращения тирании. Разделение властей, противостоявшее абсолютизму королевской власти, парламенту и …   Политология. Словарь.

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — общепризнанный принцип построения и функционирования аппарата управления в современных демократических гос вах, основанный на системе сдержек и противовесов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Впервые в классической форме… …   Философская энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система сдержек и… …   Современная энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. н. система сдержек и противовесов). Теория разделения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Разделение властей — РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система сдержек и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — один из краеугольных принципов конституционализма, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Смысл этого разделения состоит в препятствовании… …   Юридическая энциклопедия

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют… …   Юридический словарь

  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — англ. division of authorities; нем. Gewalten teilung. Принцип, согласно к рому законодательная, исполнительная и судебная власти в государстве должны осуществляться различными, независимыми и взаимно уравновешивающими друг друга органами.… …   Энциклопедия социологии

  • Разделение властей — (англ. division of powers) в праве принцип, согласно которому в правовом государстве должны сосуществовать самостоятельные и независимые друг от друга ветви (направления, функции) гос ной власти законодательная, исполнительная и судебная, каждая… …   Энциклопедия права

  • Разделение властей — политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном… …   Википедия

  • разделение властей — в конституционном праве принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система сдержек и противовесов). Теория… …   Энциклопедический словарь

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»